Обосновывая тезис о соразмерности городов человеку, специалисты по градостроительному планированию часто вспоминают о так называемой константе Маркетти. Физик из Италии Чезаре Маркетти (Cesare Marchetti) вывел правило «полутора часов». Городская география и транспортная система везде разные, но повсюду люди стремятся уложить свое перемещение в пространстве в час-полтора. Это правило работает с неолитических времен до наших дней, считает Маркетти.
Раньше аналогичные исследования проводили и в России, рассказывает Александр Стрельников: «Пока города состязались друг с другом за государственное финансирование, были серьезные комплексные проекты транспортных схем. Изучали трудовое расселение, где кто живет, где кто работает. Исследования завершились в 1990 годах: сейчас они не нужны, государственного финансирования уже нет, города заигрывают с инвестором».
Градостроители превратились в чертежников и юристов, а города из среды обитания людей — в полигон для получения строительной прибыли, посетовал Стрельников. «Поэтому и идет нелепое присоединение к Москве [новых земель — BFM.ru]. Интересы тех, кто завладел градостроительным процессом, направлены на то, чтобы удовлетворить инвестора. Но есть очень печальная, не учитываемая особенность: на этапе разрешения новостройка действительно приносит некоторый доход городскому бюджету. А затем наступают ежегодные расходы. На один поступивший в казну рубль от строительства нового здания ежегодно приходятся три рубля расходов из бюджета на поддержание инфраструктуры. Это ведет к банкротству городов».
http://quto.ru/journal/curious/18151/